≈ один из талантливейших греческих скульпторов второй половины V-го столетия до Р. Х., переселился, уже немолодым и имея художественное образование, с Лемноса в Афины, где он поступил в ученики к Фидию, значительно превосходя талантом всех своих соучеников. Он является творцом задней фронтонной группы Зевсова храма в Олимпии, хотя теперь, когда эта группа почти вся откопана, большинство ученых считают ее произведением не художников из мастерских Фидия, а местных, олимпийских. А., подобно своему учителю, изготовлял свои произведения как из мрамора, так и из бронзы, золота и слоновой кости. Хотя он был особенно искусен в изображении красоты человеческого тела, но своей славой он обязан, как и Фидий, главным образом замечательным статуям богов. Из них следует упомянуть статую Вакха, которая, судя по аттическим монетам, должна, кажется, по своему плану составлять подражание Фидию. Из остальных статуй особенно славится по совершенству своих форм Афродита; у своего стоящего, одетого Гефеста...
Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.
АЛКАМЕН - древнегреческий скульптор 2-й пол. 5 в. до н. э. Ученик
Фидия.
Мягко прорабатывая складки одежды, выявлял пластику тела ("Афродита в
садах", известна в копиях).
Большой Энциклопедический Словарь
Алкамен (Alkamenes), древнегреческий скульптор 2-й половины 5 в. до н. э. Работал в Афинах. Ученик Фидия, от которого унаследовал принцип единой пластической трактовки одежды и тела (сохранившаяся в копиях «Афродита в садах»). Поскольку отдельным произведениям А. (например, группе «Прокна и Итис», герме бородатого бога) свойственна известная архаичность стиля, ряд учёных считает автором этих работ т. н. Алкамена Старшего, время деятельности которого можно отнести ко 2-й четверти 5 в. до н. э.
═ Лит.: Langlotz Е., Alkamenes-Probleme, В., 1952.
Большая Советская Энциклопедия