Ангелы
Об ангелах в русской литературе известно несколько апокрифов, записанных между прочим в древних палеях. В некоторых частностях апокрифы эти отличаются от греческих, в особенности же в том месте, где говорится о падении ангелов. В русских апокрифах не указываются причины падения; видно, что греческие источники, рассказывающие о связях ангелов с "дочерями человеческими" (Бытие, VI, 4), были русскому народу совсем неизвестны. Апокрифы рассказывают, что Бог сотворил 10 (по другим, 12) чинов ангельских, из которых последний чин под предводительством Сатанаила согрешил на четвертый день после сотворения мира, после чего согрешившие ангелы были низвергнуты из рая и одни упали в преисподнюю, другие задержались в воздухе, а остальные остались на земле. Такой характер падших ангелов изображен в греческих апокрифах: книге Эноха, Завете Адама, Малом Бытии и "Топографии" Козьмы Индикоплова. В других славянских апокрифах упоминаются имена ангелов хранителей: Полутос ≈ хранитель виноградников, Ефиим...
Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.
АНГЕЛЫ (от греч. angelos - вестник) - в иудейской, христианской,
мусульманской мифологиях бесплотные существа, посредники между богом и
людьми.
АНГЕЛЫ - династия византийских императоров в 1185-1204, основатель
Исаак
II; в 1204-1318 династия правителей Эпирского государства.
Большой Энциклопедический Словарь
АНГЕЛЫ (греч. вестники) бесплотные существа, созданные Богом для
исполнения Его воли и служения Ему; посредники между миром горним и
миром дольним . Приписываемый Дионисию Ареопагиту трактат О небесной
иерархии содержит описание трех ангельских иерархий, каждая из которых
делится на три чина. Высшая иерархия, предстоящая Богу без посредства
прочих : серафимы (евр. пламенеющие) наделенные пылкой
стремительностью
и силой очищения; херувимы (евр. излияния мудрости) способные
принимать высшую мудрость и сообщать ее другим; престолы неподвижно
и твердо прилепленные к Богу , раболепно Ему служащие, носящие Его.
Средняя иерархия, отражающая принцип Божественного ми-ровладычества и
совершенствующаяся посредством Божественных озарений, сообщаемых через
чины первой иерархии : господства наделенные даром преобразования
в подобие Бога себя и всё, подчиненное им; силы стремящиеся к
восприятию Божественной энергии и обнаруживающие мужество и крепость
во всех своих действиях;...
Словарь-указатель по древнерусскому искусству. Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.