(властвующий, лучезарный: Vir â j ≈ корень r â j ≈ властвовать, сиять; ср. лат. rex, regis ≈ царь + префикс vi) ≈ имя одной из эманаций верховного божества Брахмы или Атмана. В этом образе, равно как и в родственных ему, выразились пантеистические стремления индусского религиозного миросозерцания переходного времени между ведийским периодом и эпохой индийских средних веков (от 600 г. до Р. Х. до XVI в. по Р. Х.). В Упанишадах (см. это сл.) В. представляется вышедшим из мирового яйца Вишеша (Vi ç esha); он есть третья и низшая из последовательных эманаций верховного божества (первая эманация ≈ Ишвара ≈ I ç vara ≈ владыка, князь; Демиург, или творец вселенной, душа ее, всеведущая, награждающая и т. д.; вторая ≈ Гираньягарбха ≈ Hiranyagarbha, т. е. золотой зародыш, эмбрион, есть гений спящих ощущений и идей; другие имена ее Прана, Pr â na ≈ дыхание жизни, и Сутратман, S ûtrâ tman ≈ душа учения. См. Gough, "The philosophy of the Upanishads", Лонд...
Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.
ВИРАДЖ - в ведийской и индуистской мифологии женское божество,
олицетворение творческих сил космоса.
Большой Энциклопедический Словарь
ВИРАДЖ (Санскр.) Индусский Логос в "Пуранах"; мужской Ману,
сотворенный в женской половине тела Брамы (Вак) этим богом. Ману
говорит: "Разделив тело свое пополам, владыка (Брама) стал в
одной части мужчиной, а в другой - женщиной; и в ней он сотворил
Вирадж". Согласно "Риг-Веде", Вирадж происходит от Пуруши, а
Пуруша - от Вирадж. Последний есть прообраз всех мужских существ,
а Вак, Шатарупа (имеющая сто форм) - прообраз всех женских форм.
Теософский словарь. Дж. Мид, перевод А.П. Хейдока