(или Змеевые луны) ≈ так называются металлические литые и каменные резные медальоны, с изображением на одной стороны святых, а на другой ≈ гнезда змей. Одни из этих медальонов с надписями, другие ≈ без надписей. Они большей частью круглые, иногда овальные. Русские археологи занялись ими по поводу найденного в 1820 г. в Черниговской губ. золотого медальона, прозванного черниговской гривной. Медальоны эти бывают греческие, греко-русские и русские, именные и безыменные, золотые, серебряные и медные, или, точнее, бронзовые, из сплава, имеющего золотистый цвет. Большинство З. имеют ушки, след., служили привесками; на Руси они употреблялись при лечении. Изображение на медальонах гнезда змей обыкновенно объясняют почитанием змеи за символ болезней и бедствий. Выделка З. прекратилась у нас, вероятно, в XV в.; восточные З. встречаются и более позднего времени. З. попадаются и между западными изделиями, но без народно-религиозного значения, в виде абраксасов и талисманов.
Ср. Д. И. Прозоровског...
Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.
Змеевики, древние подвесные амулеты из бронзы, меди, реже ≈ серебра, золота, камня: обычно округлой, овальной, иногда восьмиугольной формы. На лицевой стороне имели изображения христианских святых, на обороте ≈ человеческие головы или фигуры, окаймленные змеями (от 6 до 14; отсюда название), и заклинательные надписи. З. приписывали способность предохранять от бедствий и болезней. Древнейшие З. ≈ византийские. Из древних русских З. наиболее известен золотой З., т. и. «Черниговская гривна» 11 в., найденный в 1821, и, судя по надписи, принадлежавший Владимиру Мономаху.
═ Лит.: Орлов А. С., Амулеты «Змеевики» Исторического музея, в кн.: Отчет Государственного исторического музея за 1916≈1925 гг., М., 1926, приложение 5; Рыбаков Б. А., Ремесло древней Руси, [М.], 1948.
Большая Советская Энциклопедия