Кантата
(ит., лат., от саnere ≈ петь) ≈ название вокального произведения. В первой половине XVII ст. вокальное сочинение для одного голоса (мадригал) называлось К. в отличие от инструментального сочинения, называвшегося сонатой. С развитием оперы в Италии развилась и форма К., которая стала заключать в себе не один сольный вокальный номер, а несколько. В состав К. вошли: хоры, речитативы, арии, позднее дуэты с оркестровым сопровождением. К. получила развитие благодаря Кариссими, который считается ее творцом. К. исполняется в концертах и церквах. Она бывает светского и духовного содержания. Отличие К. от оратории заключается в том, что в оратории более драматизма и сольные номера относятся к известным личностям в сюжете оратории, а в К. преобладает лирический элемент и сольные номера имеют более отвлеченный характер. Духовная К. особенно развилась в протестантской церкви. Сочинение К. служит в консерваториях задачей для выпускных учеников-теоретиков.
Н. С.
Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.
КАНТАТА, -ы, ж. 1. Крупное, близкое оратории, вокально-инструментальное
произведение, обычно для солистов, хора и оркестра. 2. Состоящее из
нескольких частей стихотворение к торжественному случаю или на
мифологическую тему (спец.). II прил. кантатный, -ая, -ое (к 1 знач.).
Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой
КАНТАТА, кантаты, ж. (ит. cantata). Вокальная пьеса для одного или
нескольких
голосов и чаще для хора, отличающаяся торжественностью (муз.). || Род
старинного торжественного лирического стихотворения (лит.).
Толковый словарь Ушакова
КАНТАТА (итал. cantata - от лат. canto - пою), крупное
вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и
оркестра ("Москва" П. И. Чайковского, "Александр Невский" С. С.
Прокофьева
и др.). Состоит, как правило, из оркестрового вступления, арий,
речитативов и хоров. Близка к оратории, отличается от нее меньшим
масштабом.
Большой Энциклопедический Словарь
Кантата (итал. cantata, от лат. canto ≈ пою), крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра. Встречаются К. торжественного, радостного, лирического, скорбного, повествовательного характера; подразделяются на светские и духовные (религиозные). Обычно К. состоит из оркестрового вступления, арий, речитативов и хоров. К. близка к оратории, отличается от неё меньшими масштабами, отсутствием драматической разработки сюжета, преимущественно камерным характером.
═ К. возникла в Италии в 1-й половине 17 в. Вначале итальянская К. была сольной; позднее создавались К., близкие к оперным сценам. Расцвет итальянской К. относится к середине 17 в. и связан с творчеством композиторов Дж. Кариссими, А. Страделлы, А. Скарлатти и др. Итальянские К. были светскими; духовная К. сформировалась в Германии. Наряду с оркестром и солистами в ней большое значение приобрёл хор. Высокохудожественные образцы духовных и светских К. создал И. С. Бах. Первые русские К. возникли...
Большая Советская Энциклопедия
Определения для сканвордов