МОЛЬЕР (Moliere) (наст. имя и фам. Жан Батист Поклен - Poquelin)
(1622-73), французский комедиограф, актер, театральный деятель,
реформатор
сценического искусства. Служил при дворе Людовика XIV. Опираясь на
традиции народного театра и достижения классицизма, создал жанр
социально-бытовой комедии, в которой буффонада, плебейский юмор
сочетались
с изяществом и артистизмом. Высмеивая сословные предрассудки
аристократов,
ограниченность буржуа, ханжество дворян и церковников, видел в них
извращение человеческой природы ("Смешные жеманницы", поставлена 1659;
"Мизантроп", поставлена 1666; "Скупой", поставлена 1668; "Ученые
женщины",
поставлена 1672; "Мещанин во дворянстве", поставлена 1670; "Мнимый
больной", поставлена 1673); с особой непримиримостью разоблачал
лицемерие,
создав бессмертный образ Тартюфа,- комедия "Тартюф, или Обманщик"
(поставлена 1664). Постановка "Дон Жуана" в 1665 подверглась
преследованиям за вольнодумство. Жизненность, художественная емкость
образов Мольера оказали огро...
Большой Энциклопедический Словарь
Мольер (Molière) (псевдоним; настоящее имя и фамилия Жан Батист Поклен, Poquelin) (15.1.1622, Париж, ≈ 17.2.1673, там же), французский драматург, актёр, театральный деятель. Создатель жанра «высокой комедии», открывшей пути для последующего развития реалистической драматургии. Сочетая лучшие традиции франц. народного театра с передовыми гуманистическими идеями, унаследованными от эпохи Возрождения, используя опыт классицизма, М. создал новый тип комедии, обращенной к современности, разоблачающей социальные уродства дворянско-буржуазного общества. В пьесах, отражающих «как в зеркале, всё общество», М. выдвигал новые художественные принципы: жизненная правда, индивидуализация персонажей при яркой типизации характеров и сохранении сценической формы, передающей жизнерадостную стихию площадного театра.
═ М. родился в семье королевского обойщика и мебельщика Ж. Поклена. После окончания Клермонского коллежа (1639) решил посвятить себя театру. В 1643, приняв псевдоним, организовал вме...
Большая Советская Энциклопедия