(Модест Петрович, 1839≈1881) ≈ талантливый русский композитор. Родился в Торопецком у. Псковской губ., окончил курс в бывшей Школе гвардейских подпрапорщиков, недолго служил в Преображенском полку, потом в главном инженерном управлении, в министерстве госуд. имуществ и в госуд. контроле. Музыкальный кружок Балакирева оказал огромное влияние на артистическое развитие М., выяснив ему его настоящее призвание и заставив обратить более серьезное внимание на музыкальные занятия. Под руководством Балакирева М. читал оркестровые партитуры, знакомился с анализом музыкальных произведений и критической их оценкой. Раньше М. учился игре на фортепиано у Герке и сделался хорошим пианистом. Хотя пению М. и не учился, но обладал довольно красивым баритоном и был недурным исполнителем вокальной музыки. Уже в 1852 г. фирмой Бернард в СПб. издана фортепианная пьеса М. В 1858 г. М. написал два "скерцо", из которых одно инструментовано им для оркестра и в 1860 г. исполнено в концерте русского музыкального...
Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович (1839-81) - российский композитор, член
"Могучей кучки". Создал монументальные народные музыкальныые драмы
"Борис
Годунов" (1869, 2-я редакция 1872) и "Хованщина" (1872-80, завершена Н.
А.
Римским-Корсаковым, 1883). Запечатлел живые человеческие образы также в
песнях - драматических сценках, в которых обращался к социально
заостренным темам из народной жизни ("Калистрат", "Сиротка" и др.).
Среди
сочинений: опера "Сорочинская ярмарка" (1874-80, окончена Ц. А. Кюи,
1916), фортепианный цикл "Картинки с выставки" (1874), вокальные циклы
"Детская" (1872), "Без солнца" (1874), "Песни и пляски смерти" (1877) и
др.
Большой Энциклопедический Словарь