"НАБИ" ("набиды") (франц. nabis - пророки - от др.-евр. наби -
пророк),
группа художников (М. Дени, П. Боннар и др.) в Париже (ок. 1890-1905),
создавших под влиянием П. Гогена своеобразный вариант стиля "модерн",
для
которого характерны близость к литературному символизму, декоративная
обобщенность форм, музыкальность ритмов, плоскостность, главенство
цветового пятна.
Большой Энциклопедический Словарь
«Наби», «набиды» (франц. Nabis ≈ пророки, от древнеевр. наби ≈ пророк), группа художников, существовавшая около 1890≈1905 в Париже (П. Серюзье, М. Дени, К. Руссель и др., примкнувшие к ним позже П. Боннар, Э. Вюйяр, А. Майоль). Испытав влияние П. Гогена и понт-авенской школы, художники-«Н.» создали своеобразный вариант стиля «модерн». Для их творчества характерны близость к литературному символизму, главенство цветового начала, декоративная обобщённость форм, мягкая музыкальность ритмов, плоскостная стилизация мотивов французского народного искусства, японской гравюры и итальянских примитивов. Произведения Серюзье, Дени, Русселя присущи религиозно-мистического настроения; интимно-лирический строй образов отличает работы Боннара и Вюйяра. «Н.» обращались к монументальной живописи, графике, декоративно-прикладному искусству (эскизы для ковров, витражей, мебели).
═ Лит.: Denis М., Théories. 1890≈1910, P., 1920; Sérusier P., ABC de la peinture, P., 1950; Humbert A., Die Nabis und ihre...
Большая Советская Энциклопедия