Павликиане
(Παυλικιανοί) ≈ секта, возникшая в Армении во вторую половину VII в. Основателем ее был Константин, родом из села близ Самосаты, где издавна существовала дуалистическая миркионитская община (см.). Около 660 г. внимание Константина обратилось на послания ап. Павла, откуда он заимствовал ряд положений, связал их с собственными домыслами и стал энергически проповедовать. Первым поприщем его деятельности была Кибосса в Армении, где он, в ознаменовании своей приверженности к учению Павла, назвал себя Силуаном (имя известного сподвижника ап. Павла), а паству свою македонянами. Около 684 г. он умер, но последователи его Симеон, прозванный Титом, Павел, Гегнезий (Тимофей), Иосиф (Эпафродит) продолжали его проповедь, распространившуюся по всей Малой Азии и нашедшей центр свой в Панарее на Геллеспонте. По Петру Сицилийцу, П. в общем придерживались обыкновенного дуалистического учения, общего всем манихеям, отличая Творца нынешнего мира от грядущего сотворителя и управителя его. Далее, совершенно...
Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.
ПАВЛИКИАНЕ (от имени апостола Павла) - приверженцы еретического
движения в
христианстве, возникшего в 7 в. на востоке Византийской империи (в Зап.
Армении). Религиозно-философское учение павликиан основывалось на
дуализме. Павликиане отвергали Ветхий Завет, часть Нового Завета, а
также
культ Богородицы, пророков и святых, церковь, духовенство и особенно
монашество. Павликиане создали в сер. 9 в. в М. Азии свое государство,
разгромленное византийскими войсками в 878. Большая часть павликиан
бежала
в Армению, где их последователями стали тондракийцы. Догматика павликиан
оказала влияние на богомильство.
Большой Энциклопедический Словарь
Павликиане (греч. Paulikianoi, предположительно, от имени апостола Павла), участники крупного средневекового еретического движения в христианстве. Ересь П. зародилась в середине 7 в. на В. Византийской империи (в Западной Армении), основателем движения был армянин Константин, принявший впоследствии имя Сильван. В начале 8 в. движение П. распространилось и в Восточной Армении, и в византийской Малой Азии. Основную массу П. составляли крестьяне и частично городские низы. Движение носило антифеодальный характер, было направлено против закрепощения, против гнёта государства. В Армении движение П. к середине 8 в. явилось также и народно-освободительным движением против Халифата. На формирование религиозно-философского учения П. оказали влияние манихейство, маздакизм. По своим философским воззрениям П. ≈ дуалисты. Они признавали бога добра (небесный отец) и бога зла (сатана), Христа ≈ как одного из ангелов и сына бога добра. Согласно учению П., после того как будет уничтожен бог зла (творец...
Большая Советская Энциклопедия
Определения для сканвордов