(πάροδος, собственно выход) ≈ первая песнь хора в древнегреческой трагедии. Называется так потому, что первоначально пелась при вступлении хора в оркестру. В П. указывался повод, по которому является хор, и выяснялись отношения его к главному лицу пьесы. Из сохранившихся пьес великих трагиков только две начинаются прямо пародосом. именно Эсхиловы "Персы" и "Умоляющие". Вероятно, это и был порядок частей в древнейшей трагедии. Во всех остальных пьесах П. предшествует пролог актеров или актера. У Софокла и Еврипида подобное распределение встречается во всех пьесах, не исключая и тех немногих, в которых хор уже с самого начала находится перед зрителями ("Умоляющие" Еврипида и "Филоктет" Софокла). По своему устройству пародосы очень разнообразны, но все разнообразие сводится к двум главным формам: 1) П., исполняемые только лицами хора, 2) П., исполняемые хором при участии актера. Первая форма, насколько можно судить по дошедшим образцам, явилась ранее второй.
См. Westphal, "Prolegomena zu...
Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.