ПЕДОЦЕНТРИЗМ (от греч. pais - род. п. paidos - дитя и лат. centrum -
центр), принцип ряда буржуазных педагогических систем (Ж.-Ж. Руссо,
свободного воспитания и др.), отрицающий систематическое обучение и
воспитание детей по заранее разработанным учебным программам, твердому
расписанию и требующий организации занятий только на основе
непосредственно возникающих у детей желаний и интересов.
Большой Энциклопедический Словарь
Педоцентризм (от греч. páis, родительный падеж paidós ≈ ребёнок, дитя и лат. centrum ≈ центр), концепция в буржуазной педагогике, сторонники которой считают, что содержание, организация и методы обучения, особенно в начальной школе, определяются непосредственными, спонтанными интересами и потребностями детей, а не социально-экономическими условиями и потребностями общества. Сообщению детям систематических знаний противопоставляется такая организация учебного процесса, при которой «личность ребёнка имеет наибольшую возможность проявить себя», ≈ игры, беседы и др. занятия по так называемым центрам интересов детей; задача учителя лишь направлять деятельность учащихся. Педоцентрические идеи составляют существенную часть педагогической системы Ж. Ж. Руссо, известного бельгийского педагога и психолога О. Декроли, Дж. Дьюи и др. См. Педагогика.
Большая Советская Энциклопедия