Рельсы
≈ Р. (см. Железные дороги), по которым непосредственно движутся колеса железнодорожного поезда ≈ разделяются, в зависимости от формы их поперечного сечения, на симметрические (или двухголовчатые, употребляемые преимущественно на английских железных дорогах), желобчатые (употребляемые для конных дорог) и пр. Наибольшее распространение получили ≈ а в России употребляются исключительно ≈ Р. с широкой пятой, или знакомый тип рельсов Виньоля. Р. этот состоит из пяты, шейки и головки.
Практика службы Р. на разных железных дорогах, а также теоретические исследования дали возможность выработать некоторые требования, которые определяют качество стали, употребляемой на выделку рельсовой стали, вес Р. в зависимости от тяжести передвигающихся по ним поездов и соотношение между главными размерами профиля Р. В прежнее время Р. прокатывались исключительно из сварочного железа, добытого пудлингованием. Для первых железных дорог в России Р. привозились из-за границы. Для водворения рельсового произв...
Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.
РЕЛЬСЫ (англ. rails - мн. ч. от rail - рельс, от лат. regula - прямая
палка), стальные балки специального сечения, укладываемые на верхнее
строение пути для движения железнодорожного или городского подвижного
состава (поездов, дрезин, трамваев), передвижения подъемных кранов
(подкрановые пути), вагонеток в шахтах и на карьерах. Иногда используют
один рельс (напр., в монорельсовых дорогах, для перемещения кран-балки).
Рельсы скрепляют на стыках специальными скреплениями или сваркой
(бесстыковой путь).
Большой Энциклопедический Словарь
Рельсы (англ. rails, множественное число от rail ≈ рельс, от лат. regula ≈ прямая палка, брусок, планка), стальные профилированные прокатные изделия в виде полос; предназначены для движения подвижного состава железных дорог и метрополитена, трамвая, локомотивов и вагонеток рудничного транспорта и монорельсовых дорог, крановых тележек, подъёмных кранов и др. передвижных, поворотных и вращающихся конструкций.
═ Первые металлические Р. были изготовлены в Великобритании в 1767. В России чугунные Р. для рудничных и заводских путей применены в 1788 (Александровский пушечный завод в Петрозаводске). Со 2-й половины 19 в. начали распространяться катаные стальные Р. (в России изготовлялись на Путиловском и др. заводах). Предприятия современного прокатного производства выпускают Р. из специальной рельсовой стали, химический состав которой определён государственым стандартом.
═ Железнодорожные Р. ≈ элементы верхнего строения пути, уложенные на опоры и скрепленные с ними и между собой, образуют...
Большая Советская Энциклопедия
Определения для сканвордов