≈ религиозно-аскетическое общество, возникшее во II в. до Р. Х. среди александрийских иудеев, быть может, под влиянием иудейско-александрийской религиозной философии. Название θεραπευταί они получили, по Филону, от глаг. θεραπεύω ≈ "или за искусство врачевания, которое исцеляет душу, или за почитание того Существа, которое лучше самого добра". Учение Т. несколько напоминает учение других иудейских сектантов ≈ ессеев (см.); некоторые ученые первых производили от последних или наоборот. Теперь господствует мнение, что это два совершенно самостоятельных явления. Т. ≈ иудеи, не выделявшиеся от прочих и не отвергнутые иудейским обществом, как ессеи; они не отвергали животных жертв, у них не было поклонения солнцу и запрещения клятвы, не было учения об эфирной душе и ее темнице ≈ теле, а было стремление жить в уединении и строгом воздержании, по образцу позднейших христианских аскетов. Т. при самом вступлении на подвиг благочести, раздавали все свое имение, покидали близких им людей и искали...
Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.
ТЕРАПЕВТЫ (Греч.) или Therapeutes. Школа эзотериков, которая
являлась внутренней группой в Александрийском Иудаизме, а не
"сектой", как принято считать. Они были "целителями" в том же
смысле, как некоторые "христианские" и "ментальные" ученые, члены
Т.О., являются целителями, в то же время будучи хорошими
теософами и изучающими эзотерические науки. Филон Иудей называет
их "слугами бога". Как справедливо сказано в "A Dictionary of...
Literature, Sects, and Doctrines" (т. IV, ст. "Филон Иудей") в
отношении терапевтов - "Нет основания считать их отдельной
"сектой", но скорее эзотерическим кружком иллюминатов, "мудрых
людей"... Они были Эллинскими евреями-созерцателями."
Теософский словарь. Дж. Мид, перевод А.П. Хейдока